История и экономика Японии
Get Adobe Flash player

Концерн Окура

Концерн Окура начал свою карьеру с поставок различных, главным образом, иностранных товаров для армии. Торговому дому Мицубиси было передано несколько государственных судов вместе с заказами на импорт оружия и снаряжения. Военные расходы в связи с экспедицией на Формозу в 1874 г. составили 3,6 млн. иен. Значительная доля этой, для того времени очень крупной, суммы пошла в карманы подрядчиков, став основой их будущего могущества. Огромные богатства принесли монополистическим фирмам правительственные подряды во время подавления сацумского восстания в 1877 г. Один из управляющих «Мицуи кокусан» того времени писал, что правительство во время сацумского восстания распределило свои заказы на подряды следующим образом: «Мицуи кокусан» получила 60 заказов, Окура — 20 и Фудзита — 20. Чистая прибыль Мицуи от этих подрядов за один год составила 500 тыс. иен. Капитал «Мицуи кокусан» в то время еще не достигал и 100 тыс. иен, и, таким образом, за год эта компания получила более 500 прибыли. Перевозка грузов для правительственной армии во время сацумского восстания была целиком возложена на Мицубиси. Валовой доход Мицубиси в связи с этими перевозками и с другими «услугами» составил 15 млн. иен, или одну треть всех правительственных расходов в связи с подавлением восстания. Именно с этого времени Мицубиси завоевал себе прочное положение в области судоходства и внешней торговли.

Но, пожалуй, наибольшую поддержку государство оказывало монополиям в создании транспорта и крупной промышленности.