История и экономика Японии
Get Adobe Flash player

Главные средства

О том, как велики были изъятия из доходов трудящихся на военные нужды, можно судить по следующему заявлению газеты «Нихон сангйо кэйдзай» от 13 декабря 1944 г.: «Служащие компаний 1й категории получают на руки из своих доходов после вычета всех налогов и сбережений: при годовом доходе в 3 тыс. иен — 2215 иен; при доходе в 5 тыс. иен — 3317 иен. В компаниях 2й категории, где процент обязательных сбережений выше, служащие получают на руки: при годоьом доходе в 3 тыс. иен — 1137 иен; в 5 тыс. иен —1517 иен».

Таковы были главные средства, с помощью которых государство сосредоточивало в своих руках финансовые ресурсы, необходимые для оплаты военных заказов. Эти ресурсы в руках государства представляли собой основу военного регулирования экономики, так как государство превращало их в капитал военной промышленности, обеспечивая высокие прибыли поставщикам — компаниям дзайбацу. Рассмотрение вопроса о том, как использовались эти ресурсы и кто ведал их расходованием, мы начнем с краткого очерка экономического законодательства и экономической администрации военного времени.

Мобилизация финансовых ресурсов для нужд войны не потребовала скольконибудь значительной перестройки государственного аппарата. Что касается расходования средств для развития военного хозяйства, то последнее потребовало серьезных изменений структуры и функций монополистических и государственных органов. Изменения эти шли по линии дальнейшего сращивания монополий с государственным аппаратом и все большего подчинения последнего первым Изменения эти нашли свое отражение в экономическом законодательстве и экономической администрации военного времени, разработанных и созданных правительством при руководящем участии прямых представителей дзайбацу. Не вдаваясь в подробный анализ отдельных законов, рассмотрим характерные черты экономического законодательства и администрации.

Прежде всего следует отметить, что важнейшей составной частью экономического законодательства и администрации были политические распоряжения и меры, направленные на подавление рабочего и демократического движения Вторая характерная черта экономического контроля заключается в том, что контроль был основан на самостоятельных, фактически не зависимых от правительств? организациях финансового капитала.