История и экономика Японии
Get Adobe Flash player

Строительство предприятий

Многочисленные факты о строительстве японским правительством промышленных и транспортных предприятий и о последующей их реприватизации общеизвестны. Все историки японской экономики приводят в своих работах названия десятков реприватизированных предприятий, явившихся основой промышленной мощи будущих концернов Мицуи (угольные шахты Миикэ), Мицубиси (угольные шахты Така сима, судоверфи Нагасаки), Кавасаки, Асано и др. Зазоды продавались, как правило, за 15—30 от той суммы, в какую они обходились правительству, причем покупателям предоставлялась рассрочка на очень длительный срок, иногда на дватри десятилетия.

Естественно, что в конкурентной борьбе разных капиталистических фирм большую роль играли связи их владельцев с правительством и правительственным аппаратом. Мицуи имел связи с императорским домом и югозападными кланами, из которых вышли руководители революции Мэйдзи, с первым министром финансов Японии генро (ближайший советник императора) Иноуэ. Именно поддержка Иноуэ обеспечила Мицуи победу в борьбе против его главных в то время конкурентов в банковском деле — Оно и Симада, которые в конце концов обанкротились. Для Мицубиси большое значение имела тесная связь с преемником Иноуэ — графом Окума, одним из руководящих деятелей революции Мэйдзи, до начала XX в. игравшим выдающуюся роль в правительственных кругах Японии. Благодаря помощи Окума Мицубиси удалось выдержать натиск влиятельных конкурентов на его мореходную монополию. Общеизвестны также родственные и другие связи с правительственными кругами Сумитомо, который был братом генро Сайондзи, Сибудзава, начавшего свою карьеру с должности чиновника министерства финансов, и других основателей концернов.