История и экономика Японии
Get Adobe Flash player

Задача развития

Сравнение данных о потерях с данными о производстве судов и самолетов в годы, предшествовавшие войне на Тихом океане, показывает, насколько актуальной была задача развития самолетостроения и судостроения. Выполнение этой задачи требовало срочных и чрезвычайных мер и не могло быть осуществлено при том разнобое и бесконтрольности, которые создавались при существовавшей системе монополистических «контрольных органов». Один из американских исследователей экономики Дальнего Востока Джером Коэн после ознакомления с японской военной экономикой в качестве эксперта штаба Макартура следующим образом охарактеризовал положение, создавшееся в Японии в 1942 и в начале 1943 г.: «Номинально контрольные ассоциации были ответственны перед различными министерствами (особенно министерством торговли и промышленности) и находились под их контролем. В действительности, однако, они пользовались большой автономией и по «закону о передаче административных прав» от 18 февраля 1942 г. получили широкие государственные права по распределению сырых материалов, регулированию выпуска продукции и т. д. Ассоциации обычно. возглавлялись прежними президентами самого большого концерна в соответствующих отраслях. Таким образом, дзайбацу, хотя они номинально подчинились правительственному контролю, в действительности имели возможность осуществлять почти полное господство во всей промышленности. В течение первого года войны «Плановое бюро» кабинета не имело никаких распорядительных прав; премьерминистр не контролировал министерства; министерства не контролировали контрольные ассоциации.