История и экономика Японии
Get Adobe Flash player

Государственная поддержка монополий

О том, как велика была государственная поддержка монополий, можно судить по следующим двум цифрам: в 1881 г. все расходы министерства сельского хозяйства и коммерции составили всего 416 тыс. иен; 60 этой небольшой суммы пошло на различного рода субсидии «Мицубиси кисэн». Когда Мицубиси, после слияния своей транспортной компании с компанией «Кйодо уиъю», создал знаменитую, существующую поныне «Н. Ю. К. » («Нихон юсэн кайся»), правительство гарантировало последней в течение 15 лет 8процентный дивиденд, а по истечении 15летнего срока — уплату субсидий в размере 880 тыс. иен ежегодно.

Можно было ожидать, что фирма Мицубиси, которая была пионером судоходства, будет и в дальнейшем развиваться преимущественно как монополист в этой области. В действительности, однако, Мицубиси, приобретя с помощью государственной поддержки огромные по масштабам того яремени капиталы, стал вкладывать их в другие отрасли народного хозяйства, в первую очередь — смежные с судоходством (каменный уголь, судостроение, машиностроение, внешняя и внутренняя торговля), где ему также были обеспечены правительственная поддержка и высокие прибыли. Вскоре компании Мицуи и Сумитомо и другие также проникли в область судоходства и завоевали в ней прочные позиции. Наметившаяся было вначале известная специализация фирм быстро сошла нанет.